ИВЗ (igor_zadorin) wrote,
ИВЗ
igor_zadorin

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЛЕШМОБ. ИДЕЯ.

https://www.facebook.com/groups/289593911076225/permalink/720599751308970/

Как обещал, предлагаю новый проект для движения "Открытое мнение". Идея родилась давно (обсуждал ее с некоторыми коллегами еще в январе с.г.), но оснований для предложения было немного. Сейчас они появились, но об этом чуть позже. Сегодня в продолжение того, о чем написал несколько дней назад (про "акционизм") хотелось бы просто изложить концепцию в виде, в котором мы ее оформили пару месяцев назад. Понятно, что это лишь скелет возможного проекта, и на него можно и нужно наращивать разные смыслы. В общем прошу обсуждения.
------
Социологический флэш-моб. Первичное описание идеи

В современном мире для подготовки решения проблемы необходимо не только собрать о ней валидные данные, изучить ее, понять причины, но и привлечь к этим данным, к этому знанию внимание «заинтересованных сторон», сделать результаты исследований и анализа предметом общественной дискуссии. Потому становится целесообразным внедрять в социологическую практику такие формы проведения исследований, которые позволят не только изучить (выявить) мнение людей (как рядовых граждан, так и экспертов) по какой-либо проблеме, но и заинтересовать ее широкую общественность. Иными словами социологические исследования должны дополняться элементами «перформанса», специальными акциями, повышающими внимание как обывателей, так и значимых стейкхолдеров.
Нам представляется, что это возможно в ходе проведения мероприятия, которое может быть обозначено как «социологический флэш-моб». Его суть состоит в том, чтобы за счет использования сетей профессионального сообщества социологов реализовать масштабную публичную опросную процедуру в формате разового «коллективного действия». Ключевым ресурсом в данном случае будет являться не финансовое обеспечение исследования, а профессиональный интерес и активная социальная позиция коллег-исследователей и профессионалов-смежников.
Флэш-моб в самом общем виде предполагает коллективное исполнение некоторого набора действий большим коллективом участников в заранее оговоренное время и по заранее утвержденному плану. В основе социологического флэш-моба лежит та же модель действия. Предполагается, что в определенный день в разных частях страны участники флэш-моба самостоятельно опросят одного-двух респондентов, представляющих объект исследования в стиле короткого, но доверительного интервью. В качестве объекта исследования при этом могут выступать представители определенной социальной (профессиональной, демографической, этнической и т.п.) группы (например, врачи, священники, пенсионеры, студенты, многодетные матери и т.п.). Важно, что опрос в этом случае не подразумевает заполнения традиционной большой анкеты, но, напротив, предполагает ответы на всего 5-6 «горячих» вопросов по актуальным проблемам данной социальной группы. Это позволит получить своеобразный моментальный снимок общественного мнения, который не требует долгой «выдержки», «проявления» и «печати», но может быть представлен почти мгновенно.
При этом формат социологического флэш-моба подразумевает, что его участниками могут быть как сами социологи (сотрудники исследовательских компаний), так и социально активные граждане с соответствующей подготовкой (например, активисты некоторых НКО, связанных с соответствующей социальной группой – объектом исследования).
Исходя из численности российского социологического сообщества (включая всех сотрудников исследовательских компаний) примерно в 20 тыс. чел., можно предположить, что к одномоментному участию во «флешмобном» исследовании при правильной организационной подготовке можно привлечь 200-300 чел. из числа профессионалов-исследователей.
Конечно, социологический флешмоб интересен не только тем, что позволит получить какие-то очередные опросные данные. Исследование в таком формате естественно должно осуществляться как публичная акция (выполняемая на инициативной и, скорее всего, безвозмездной основе) с целью привлечения внимания как к исследуемой проблеме, так и самой исследовательской (социологической) деятельности. Помимо прочего, такая акция явно продемонстрирует также степень профессиональной солидаризации социологов и их собственного интереса к проблематике и объекту исследования.
Помимо чисто исследовательского и акционистского интереса социологический флешмоб может стать любопытным методологическим экспериментом. Ведь в этом случае формирование традиционной выборки представителей объекта исследования заменяется формированием выборки субъектов исследования – участников флешмоба. А уже они в свою очередь выбирают находящегося «поблизости» (как в физическом, так и в социокультурном пространстве) респондента, с которым могут построить кратковременный, но доверительный контакт. Условные репрезентации конструируются в этом случае не на этапе сбора, а на этапе анализа данных.
Социологический флешмоб, конечно, игра (как впрочем и всякий флешмоб), но полагаю, это хорошая, добрая и поучительная игра, помогающая профессионалам оторваться иногда от привычных рутинных процедур и весело «размяться». Это джаз, играемый сборным оркестром симфонических и народных инструментов. Такое всегда интересно.

ИВЗ
11-07-14 (с добавлением от 09-09-14)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments