ИВЗ (igor_zadorin) wrote,
ИВЗ
igor_zadorin

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЛЕШМОБ – САМОИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Пост в фейсбуке (в группе "Открытое мнение") от 25 сентября  https://www.facebook.com/groups/289593911076225/permalink/726671417368470/

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЛЕШМОБ – САМОИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Очень переживаю, что в проекте «Социологический флешмоб: 5 вопросов учителю» в силу разных обстоятельств принимаю не столь активное участие, как хотелось бы. Благодарен коллегам, взявшим на себя организацию акции и участвующим в обсуждении нюансов ее проведения. Вместе с тем хочется поделиться соображениями, выходящими за рамки определения предмета исследования и разработки инструментария.
Мы всегда говорили, что наш флешмоб не только исследование профессиональной идентичности российского учителя. Это не только и не столько методологический эксперимент по проведению социологического исследования в необычной организационной и инструментальной схеме. Наш флешмоб, конечно, еще и исследование состояния профессионального социологического сообщества в таком аспекте, который можно было бы обозначить как "потенциал профессиональной солидаризации и факторы, стимулирующие и дестимулирующие ее". Вот физики бомбардируют элементарными частицами ядра тяжелых элементов и смотрят на реакцию этих ядер, после чего пытаются по этой реакции определить их строение. Мы запустили маленькую частицу в крупное и очень разнородное сообщество и сейчас смотрим на его строение.  Кто-то заинтересовался предметом исследования, кому-то он не интересен. Кто-то увлекся акцией в методологическом аспекте и возможностью что-то сделать вместе, кому-то это совсем не важно. Кто-то вообще так ничего и не знает про флешмоб по причине своей сетевой «недостижимости», хотя мог бы заинтересоваться. А кто-то всё знает, но сознательно заглушает инициативу, потому что она ему по каким-либо причинам не нравится. Мы все очень разные, и это само по себе интересно.
Вот только небольшой перечень вопросов нашего внутреннего исследования.
Как работают т.н. «слабые связи» в социологическом сообществе? Насколько сетевое взаимодействие, не опосредованное организацией (институтом, вузом, компанией или ассоциацией типа РОС, СОПСО), может стимулировать коллективное действие среди профессионалов? Насколько вообще профессиональное сообщество вовлечено в онлайн-коммуникацию, или в сети активно присутствует только небольшая и специфическая часть социологов?
И еще. У какой части сообщества есть интерес к публичным акциям, ориентированным на привлечение внимания к профессии? Или к какой-либо проблеме? Сколько человек из пары десятков тысяч профессионалов может собраться в одно время в одной точке социального пространства? Сколько из них не боятся сходу («в легкую») пообщаться с представителями другой профессии, как говориться, «за жизнь». И скольким из них интересна конкретно фигура учителя?
И т.д. и т.п. И это не считая традиционных вопросов для наших коллаборативных исследований как то вопросов, связанных с потенциалом безвозмездного (не наемного) сотрудничества, социальным инвестированием и совладением интеллектуальным и символическим капиталом «общего дела».
Вопросов море. Исследование исследователей в процессе исследования . Лично мне очень интересно, что получится из этого довольно рискованного эксперимента. Эксперимента по измерению уровня потенциальной солидаризации в профессиональном сообществе.
Полагаю, что данном случае самый рекомендуемый метод изучения – включенное(!) наблюдение. В общем надо участвовать. А потом все вместе проанализируем результаты.
Выхожу на интервью.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments