СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Представление идеи с завязкой, кульминацией и развязкой в виде обращения к коллегам

Никогда не любил известную шекспировскую максиму «Весь мир – театр». Вообще умаление сложностей и богатства жизни и их редукция к «жизнь – игра» и сейчас представляется мне не то, чтобы совсем некорректным действием, но каким-то лукавым, подвергающим сомнение «действительное» и повышающим значение «мнимого» до равенства с Действительным. Допускаю, что для некоторых людей такое равенство представляется само собой разумеющимся, но не мое это. 

Вместе с тем, очевидно, что реальность, будучи для многих слишком обыденной (обыкновенной, привычной, ожидаемой), существенно проигрывает Искусственному в возможности вызывать сильные эмоции, впечатления, озарения, прорывы в понимании и т.п. инсайты. Вот и Эйнштейн говорил: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!»

Социологи, тщетно пытающиеся представить социальную реальность на языке научных слов и не всегда научных цифр, конечно, выглядят скучными и неинтересными даже для многих «понимающих» граждан. Это безусловно обидно. Ведь сам процесс социального исследования, если оно настоящее Исследование, это такая забористая смесь любопытства, страсти, непростого, а порой и просто тяжелого труда, ожиданий открытий, и иногда (о, удача!) самих открытий, что кажется и итоговый продукт должен быть страстно ожидаемым всеми (ну, хотя бы заказчиком :)), и вызывающим интерес. Увы… Результат наших социологических бдений очень часто не вызывает никаких чувств, и над нашим «невымыслом», как правило, никто слезами не обливается (хотя некоторым порой следовало бы). Конечно, надо отдать должное, ряд коллег, особенно увлеченных визуальной социологией и инфографической упаковкой своих исследований, добились определенных успехов в более доходчивом доведении социологической информации до своих аудиторий, хитроумно балансируя между информированием и пропагандой. Также и некоторые умелые журналисты, «пиарщики» и политические технологи могут вызывать действительно сильные эмоции при представлении данных соц.исследований, но в этом случае социологи зачастую уже не узнают себя в лихих журналистских интерпретациях. 

В общем проблема уже давно осознается профессионалами. Как представить результат исследований в таком формате, который не искажает этот результат, не поправляет реальность в ту или иную сторону, но в то же время вызывает эмоциональный отклик, то есть образно выражаясь, попадает в душу, а не только в голову? 

Этим вопросом мы – коллектив участников инициативного проекта «Идеальная Россия? Представь!» - мучились в прошлом году, обозревая весьма богатый материал около 300 бесед с простыми россиянами о будущем. Целью исследования, выполненного в формате «открытых совместных исследований» (содружество «Открытое мнение», https://openopinion.ru/), являлось изучение «образов будущего» в сознании российских граждан и обыденного языка их описания, того, как наши сограждане представляют свое личное будущее и будущее всей страны через 7 лет. Конечно, мы сделали и формальный статистический анализ употребления отдельных слов и связей между ними, и постарались выявить основные направления общественного дискурса о будущем и, как положено, выпустили аж три аналитических отчета (см. https://openopinion.ru/ideal_russia_imagine). Но удовлетворения не было. Исходный материал, живая речь респондентов, не только их слова, но и интонации, эмоции, просто требовали какого-то другого способа обобщения и представления. Драма российской жизни с очень туманным будущим, зафиксированная в интервью, требовала не менее драматической презентации. 

И решение вроде нашлось. Это – театр, драматизированная социология на сцене. Первичная идея посетила инициатора проекта Александра Гатилина (в свое время занимавшегося в любительской театральной студии) еще зимой, а я тут же вспомнил, что уже видел полтора года назад экспериментальную музыкально-драматическую постановку на материале интервью в сколковском инновационном центре. Понятно, что мы тут не оригинальны, уже много лет в театральном искусстве развивается направление так называемого «документального театра», в России уже довольно давно существует Театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC, пишутся и ставятся документальные пьесы, а критики публикуют теоретические статьи, осмысляя сие движение. Не могу не привести здесь определение «документального театра» из соответствующей концептуальной статьи не менее концептуального онлайн-ресурса «concepture.club»: «Документальный театр (или вербатим) – это вид театрального представления, основанного не на вымысле, а на реальном факте: документе или диалоге. Уже сам факт воспроизведения на сцене некоего Документа наносит ощутимый удар по «четвёртой стене» и трансформирует зрителя в участника событий. Важной составляющей вербатима является оперирование нелитературной, живой устной речью с целью передачи реальности такой, какая она есть» (См. https://concepture.club/post/rubrika_2021/vehi-refleksija-na-scene-istorija-dokumentalnogo-teatra ). Ну, сразу стало совершенно ясно – «это то, что нам нужно». 

Наша фантазия, конечно, тут же разыгралась не на шутку. Мы уже начали представлять, как на сцене актеры (а почему, кстати, актеры, а не респонденты?) читают наиболее характерные выдержки из интервью, представляя будущее своего города, а потом луч театрального прожектора выхватывает из темноты фигуру «Политика» (Чиновника), который тоже говорит про будущее, но словами «стратегий государственного и регионального развития». Мы ведь именно это ставили одной из задач исследования – сопоставление обыденного языка описания будущего и формального языка «стратегических программ», задаваясь вопросами, насколько они связаны и связаны ли вообще, насколько во втором языке («планы») отражается первый («чаяния»), и насколько в первом заметны следы пропагандистского импринтинга второго. А если добавить третьего героя пьесы – «визионера» («футуролога»), то этот персонаж хоть в чем-то будет «коррелировать» с первыми двумя? Есть грустная рабочая гипотеза, что это будут три разных языка, и «герои» не будут понимать друг друга. И эта грусть (эмоция!) не может быть выражена в форме аналитического отчета. Она требует сцены и человеческого соучастия. 

Кстати, о соучастии. Насколько я слышал, в документальном театре участие зрителей в «спектакле» - довольно распространенная практика. И у нас можно было бы в каждой конкретной постановке включать выступления зрителей. И вообще сама пьеса могла бы быть не раз и навсегда написанной, а пьесой-конструктором, которая позволяла бы ставить спектакль о будущем конкретного города с использованием данных исследования, проведенного именно в этом городе, а то и с элементами исследования прямо во время представления. (Интересный опыт похожего спектакля, оказывается, уже был в прошлом году в Воронеже, где была выполнена театральная постановка с участием зрителей и со «встроенным» выступлением социолога, см. https://moe-online.ru/news/culture/1032525 и https://moe-online.ru/news/culture/1014388).

В общем, коллеги, если мы хотим не только цифр и графиков, а еще чувств - движемся в документальный театр. Но исходным документом для такой его версии, которую можно было бы назвать «социологическим театром», должны являться материалы социологического исследования - интервью, стенограммы фокус-групп, опросные данные, наблюдения, статистика, экспертные суждения, результаты контент-анализа публикаций СМИ и т.п. Понятно, что переводом всего этого добра в формат пьесы должны заниматься профессиональные драматурги, но обязательно в сотрудничестве с социологами, осуществляющими своеобразный методический и «интерпретационный» контроль над отбором и оформлением материала. Чтобы было понятно и прочувственно, но корректно и валидно. Кстати, помните, коллеги, мы ведь даже главную тему одной из последних грушинских конференций такую и выбрали – «Жизнь исследования после исследования. Как сделать результаты понятными и полезными» (https://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/conferences/conference2016/)? Вот вам и один из вариантов такой «реинкарнации». :)

Короче, приглашаем коллег и всех заинтересовавшихся друзей к обсуждению как самой идеи социологического театра, так и его возможных тем (пьес), возможных источников данных для них, характеристик постановки и т.п. Возможно, кто-то расскажет об уже существующем опыте социологических постановок, это было бы очень интересно и полезно. И поскольку мы настроены решительно (то есть хотим не только помечтать о будущем, в данном случае о будущем спектакле), но и реализовать этот проект (сейчас готовим заявку на грант), то мы также будем благодарны за предложения партнерства от лиц, не чуждых как исследовательской практике, так и театральному искусству. Как известно, сейчас время «миксов», междисциплинарности и соединения несоединимого, поэтому попробуем миксовать. :) Тем более наука и искусство – одинаково творческие процессы. Тут обязательно может получиться плодотворная синергия. 

© ИВЗ / 18.07.2019

В.Шекспир «Весь мир – театр…» - https://vikent.ru/enc/6187/


#ЛЕТО_ЛЕТОПИСНОЕ №2

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded